Главная » Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Вы не поверите, но это так: дизайнеры до сих пор не научились читать чужие мысли. Когда это произойдет, вряд ли кто-то из них продолжит копаться в Фотошопе – с возможностями миелофона можно пойти гораздо дальше.Существует мнение о том, что если ты дизайнер, ты должен знать, как и что нужно делать, не обладая мало-мальской крупицей информации о проекте. Если ты не способен угадать глубинные пожелания заказчика только по названию компании на визитке, ты – профан, дилетант и вообще «если бы я знал, я сделал бы сам, а не искал дизайнера».

Само собой, такое мнение – ошибочно, и распространено, в основном, среди посредников, которые таким чудным образом пытаются выступать связующим звеном между прямым заказчиком и исполнителем (т.е. дизайнером). Такие люди, как правило, не имеют ни опыта ведения проектов, ни соответствующей квалификации. А некоторые даже не в курсе, что такое Project Management и для чего (для кого) придумали это затейливое словосочетание.Не все так плохо: основная масса заказчиков – люди адекватные, которые понимают, что от постановки задачи зависит если не все, то многое. Но не каждый способен дать четкое и понятное описание проекта, структурировать всю имеющуюся информацию и выделить самое важное с т.з. целеполагания и расстановки приоритетов. И вот здесь на помощь приходит бриф.

Заглянем в «Википедию»:

Бриф – краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта.

Другими словами, бриф – это разновидность проектной документации, которая призвана в сжатой форме обозначить цели и задачи будущего проекта. И не просто обозначить, а зафиксировать в письменном виде, что помогает в будущем избежать (или минимизировать) спорных ситуаций. И дизайнерам в преобладающем большинстве случаев достаточно брифа – они будут несказанно рады краткому изложению вместо многостраничных талмудов, в которые превращается большинство ТЗ (технических заданий).

Таким образом, вопрос сводится к тому, как правильно составить бриф – чтобы дизайнер понял, что от него требуется. Идеально, если у дизайнера есть свой шаблон, в котором присутствуют только те вопросы, которые ему нужны для понимания задачи. Если шаблона нет, заказчик самостоятельно составляет описание или заполняет общедоступные шаблоны, скаченные из Интернета.

Содержание брифа

Брифы бывают разные: простые и сложные, короткие и многостраничные, строгие и с юмором и т.д. Но в общем и целом любой бриф на дизайн должен охватывать следующие аспекты:

  • Концепция
  • Структура
  • Стилистика

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Концепция

Это – самая суть проекта. Ведь одну и ту же задачу разные люди видят по-разному и, соответственно, реализовывать ее будут тоже различными способами. Что должен чувствовать посетитель? Что он должен сделать на этом сайте? Какие функции будет выполнять сайт? Эти и некоторые другие вопросы позволяют понять предназначение будущего сайта.

Ведь ни для кого не секрет, что у Интернет-магазина, портала и лендинга – совершенно разная подача информации, разная структура и разные (что логично) задачи.

Рассмотрим пример. Брифа у нас нет, есть только название заказчика – Elephant Trading Group. Посмотрите, каким разным может быть результат, если отсутствуют вводные по концепции дизайна.

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Лендинг

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Интернет-магазин

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Корпоративный сайт

Структура

Опытный дизайнер всегда знает, КАК рисовать, но он не может (да и не обязан) знать, ЧТО рисовать. Другими словами, ему нужна структура данных на всех страницах для последующей отрисовки. Тип и количество этих данных задают общую специфику макетов, расположение и компоновку всех элементов, и даже сетку.

Например, блок отзывов может состоять только из текста и имени, а может содержать текст, имя, дату, город, фотографию, рейтинг и т.д. Само собой, дизайнер по-разному будет рисовать эти однотипные по смыслу, но разные по структуре блоки.

Каким образом можно показать дизайнеру структуру будущего дизайна? Есть несколько способов:

  1. Нарисовать от руки (с последующим сканированием или фотоснимком).
  2. Создать блок-схему (здесь подойдут приложения даже из состава MS Office, не говоря уже о Visio или online-сервисах типа https://www.draw.io).
  3. Разработать прототип (с помощью Axure, MockingBird, NinjaMock и других инструментов для создания прототипов).
  4. Дать ссылки на сайты-ориентиры с аналогичной структурой.

Стилистика

Общепринятых классификаций стилей в веб-дизайне не существует. Стилистика дизайна – это совокупность оценочных параметров будущего визуального ряда, куда входят следующие аспекты:

  • Тематика (ретро, гранж, футуристичность, аниме, хайтек)
  • Цветовая гамма
  • Количество графики

Кто-то любит «чистый» дизайн, кому-то по душе текстуры и градиентные фоны. Одним нравятся сочетание зеленого и черного, другие считают оптимальными цветами желтый и синий. Заказчик Василий безумно любит пиктограммы и просит их поставить рядом чуть ли не с каждой текстовой ссылкой, клиенту Геннадию не по душе закругления в формах (кнопки, инпуты и пр.), он любит острые углы.

Сколько людей – столько и вкусов. И мнений о том, что такое «современный качественный дизайн».

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

Зачем нужен бриф, или Почему дизайнеры не умеют читать мысли

В заключение хочу сказать следующее. Бриф – не панацея. Вероятность возникновения спорных ситуаций в процессе работы над проектом всегда была, есть и будет, каким бы точным и грамотным ни был бриф. Но работать без какой-либо проектной документации (именно зафиксированной в письменном виде информации), по сути, вслепую и наугад – это слишком большой риск для профессионального дизайнера. Риск потратить впустую время, силы и нервы. А для заказчика – это прежде всего риск получить нежелательный результат и тоже потратить впустую время и деньги.

Давайте минимизировать эти риски. Давайте работать по брифу!

Метки: |

  • Николай

    Просто вау! Четко, слажено, красиво все разложил по полочкам. Я начинающий дизайнер и пока эта информация для меня самая полезная. Спасибо, буду читать и другие статьи.

  • полезная информация 5+

  • Молодец, Алексей. Все отлично сказал, добавить нечего. Осталось так и поступать. Спасибо.

    • Приятно видеть на моем скромном ресурсе.

      • Да, ладно. Мне всегда приятно писать что думаю. Тем более когда ваши работы очень качественные и красивые.