Вы не поверите, но это так: дизайнеры до сих пор не научились читать чужие мысли. Когда это произойдет, вряд ли кто-то из них продолжит копаться в Фотошопе – с возможностями миелофона можно пойти гораздо дальше. Существует мнение о том, что если ты дизайнер, ты должен знать, как и что нужно делать, не обладая мало-мальской крупицей информации о проекте. Если ты не способен угадать глубинные пожелания заказчика только по названию компании на визитке, ты – профан, дилетант и вообще «если бы я знал, я сделал бы сам, а не искал дизайнера».
Само собой, такое мнение – ошибочно, и распространено, в основном, среди посредников, которые таким чудным образом пытаются выступать связующим звеном между прямым заказчиком и исполнителем (т.е. дизайнером). Такие люди, как правило, не имеют ни опыта ведения проектов, ни соответствующей квалификации. А некоторые даже не в курсе, что такое Project Management и для чего (для кого) придумали это затейливое словосочетание.Не все так плохо: основная масса заказчиков – люди адекватные, которые понимают, что от постановки задачи зависит если не все, то многое. Но не каждый способен дать четкое и понятное описание проекта, структурировать всю имеющуюся информацию и выделить самое важное с т.з. целеполагания и расстановки приоритетов. И вот здесь на помощь приходит бриф.
Заглянем в «Википедию»:
Бриф – краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами, в которой прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо иного проекта.
Другими словами, бриф – это разновидность проектной документации, которая призвана в сжатой форме обозначить цели и задачи будущего проекта. И не просто обозначить, а зафиксировать в письменном виде, что помогает в будущем избежать (или минимизировать) спорных ситуаций. И дизайнерам в преобладающем большинстве случаев достаточно брифа – они будут несказанно рады краткому изложению вместо многостраничных талмудов, в которые превращается большинство ТЗ (технических заданий).
Таким образом, вопрос сводится к тому, как правильно составить бриф – чтобы дизайнер понял, что от него требуется. Идеально, если у дизайнера есть свой шаблон, в котором присутствуют только те вопросы, которые ему нужны для понимания задачи. Если шаблона нет, заказчик самостоятельно составляет описание или заполняет общедоступные шаблоны, скаченные из Интернета.
Содержание брифа
Брифы бывают разные: простые и сложные, короткие и многостраничные, строгие и с юмором и т.д. Но в общем и целом любой бриф на дизайн должен охватывать следующие аспекты:
- Концепция
- Структура
- Стилистика
Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.
Концепция
Это – самая суть проекта. Ведь одну и ту же задачу разные люди видят по-разному и, соответственно, реализовывать ее будут тоже различными способами. Что должен чувствовать посетитель? Что он должен сделать на этом сайте? Какие функции будет выполнять сайт? Эти и некоторые другие вопросы позволяют понять предназначение будущего сайта.
Ведь ни для кого не секрет, что у Интернет-магазина, портала и лендинга – совершенно разная подача информации, разная структура и разные (что логично) задачи.
Рассмотрим пример. Брифа у нас нет, есть только название заказчика – Elephant Trading Group. Посмотрите, каким разным может быть результат, если отсутствуют вводные по концепции дизайна.
Лендинг
Интернет-магазин
Корпоративный сайт
Структура
Опытный дизайнер всегда знает, КАК рисовать, но он не может (да и не обязан) знать, ЧТО рисовать. Другими словами, ему нужна структура данных на всех страницах для последующей отрисовки. Тип и количество этих данных задают общую специфику макетов, расположение и компоновку всех элементов, и даже сетку.
Например, блок отзывов может состоять только из текста и имени, а может содержать текст, имя, дату, город, фотографию, рейтинг и т.д. Само собой, дизайнер по-разному будет рисовать эти однотипные по смыслу, но разные по структуре блоки.
Каким образом можно показать дизайнеру структуру будущего дизайна? Есть несколько способов:
- Нарисовать от руки (с последующим сканированием или фотоснимком).
- Создать блок-схему (здесь подойдут приложения даже из состава MS Office, не говоря уже о Visio или online-сервисах типа https://www.draw.io).
- Разработать прототип (с помощью Axure, MockingBird, NinjaMock и других инструментов для создания прототипов).
- Дать ссылки на сайты-ориентиры с аналогичной структурой.
Стилистика
Общепринятых классификаций стилей в веб-дизайне не существует. Стилистика дизайна – это совокупность оценочных параметров будущего визуального ряда, куда входят следующие аспекты:
- Тематика (ретро, гранж, футуристичность, аниме, хайтек)
- Цветовая гамма
- Количество графики
Кто-то любит «чистый» дизайн, кому-то по душе текстуры и градиентные фоны. Одним нравятся сочетание зеленого и черного, другие считают оптимальными цветами желтый и синий. Заказчик Василий безумно любит пиктограммы и просит их поставить рядом чуть ли не с каждой текстовой ссылкой, клиенту Геннадию не по душе закругления в формах (кнопки, инпуты и пр.), он любит острые углы.
Сколько людей – столько и вкусов. И мнений о том, что такое «современный качественный дизайн».
В заключение хочу сказать следующее. Бриф – не панацея. Вероятность возникновения спорных ситуаций в процессе работы над проектом всегда была, есть и будет, каким бы точным и грамотным ни был бриф. Но работать без какой-либо проектной документации (именно зафиксированной в письменном виде информации), по сути, вслепую и наугад – это слишком большой риск для профессионального дизайнера. Риск потратить впустую время, силы и нервы. А для заказчика – это прежде всего риск получить нежелательный результат и тоже потратить впустую время и деньги.
Давайте минимизировать эти риски. Давайте работать по брифу!
Pingback: Прототип сайта как инструмент экономии времени | Alexsay.ru()